Информационная культура в средней школе

Значение школы в России

Не забываем ли мы в суете сегодняшних дней о том, зачем собственно нужна школа? Не мешают ли нам насущные задачи сегодняшнего дня, существующие на сегодняшний день точки зрения на дидактику и методику преподавания помнить, а если забываем, то вспоминать о назначении школы и образования вообще?


На мой взгляд, сегодня, в период реформирования российского образования, видны тенденции преобладания утилитарно-прагматического подхода к просвещению, которые прежде всего заметны в гуманитарных дисциплинах (в первую очередь это - литература, история).


В. О.Ключевский в своей работе "Два воспитания" (Ключевский В. О. Собр. соч. в 9 тг. - М., 1990.- Т. IX. С.9) пишет о том, какие сведения, чувства и навыки традиционно считались на Руси важными для человеческой жизни. Во главе угла стояли три науки или три строения.


Это были:"строение душевное - учение о долге душевном, или дело спасения души, строение мирское - наука о гражданском общежитии и строение домовное - наука о хозяйственном домоводстве". Говоря современным языком, в образовании преобладало три вектора:

Причем доминирующим, определяющим всё остальное было конечно же духовное становление человека.

Мысль о назначении человеческих усилий в лоне школы входила в сознание наших предков с азбукой. "Аз, буки, веди, глагол, добро..." - твердили, ещё не всё осознавая, уста ребёнка.
Подсознание же воспринимало:"Я - буквы - узнаю - творю - добро... Знание - добро, учение - свет...".


Дитя входило в мир с подсознательным ожиданием света, который воссияет в его уме, когда он исполнится мудростью знания, верою и силою духа...


"Строй ума у ребёнка, которого первые слова были Бог, тятя, мама, будет не таков, как у ребёнка, которого первые слова были деньги, наряд или выгода.
Отец или мать, которые предаются восторгам радости при получении денег или семейных выгод, устраивают жизнь своих детей иначе, чем те, которые при детях позволяют себе умиление и восторг только при бескорыстном сочувствии с добром и правдою человеческою".
Так справедливо думал А. С. Хомяков, выражая взгляд на русскую семью, на русское образование. На мой взгляд, важнейшая задача нашего образования - содействовать всеми силами национальному семейному воспитанию, восстановлению традиций русской семьи.
Именно этому открыто противостоят сегодня средства массовой информации, внедряющие торгашеский, продажный, расхристанный стиль даже во внешние формы личных человеческих и семейных отношений.


Главное же трагическое обстоятельство - это сиротское положение наших детей. Большинство из них воспитываются при матерях, вынужденно отдающих себя труду вне семьи. Там, на стороне, расплёскивают и расточают эти матери свои силы и чувства и, как правило, недодают детям ничем невосполнимую материнскую ласку и внимание. Дети не получают того, что ранее легко формировалось в русских семьях, - естественной и безусловной способности решительно отличать добро от зла. И в этом - одна из коренных причин трагического развала в нашем просвещении.


Может ли учитель хоть в какой-то мере помочь ребёнку? Я думаю, что в данной ситуации важно общение педагога с учеником не только на функциональном уровне "педагог-учащийся", но и на уровне "от сердца к сердцу". Пусть наша помощь на первый взгляд будет всего лишь горчичным зерном. "Ваше дело сеять",- говорил основатель Глинских педагогических чтений схиархимандрит Иоанн Маслов, - "а выращивать будет Бог…"


Также хочется сказать о том, что взаимодействовать с родителями наверное важно не только классному руководителю данного класса, но и учителям-предметникам, в частности - учителю информатики. Здесь мы имеем возможность включить, если так можно выразиться, электрическую цепь, проводниками в которой являются ученик, родители и учитель.


С одной стороны, при этом мы начинаем понимать, в какой среде живет конкретный учащийся и соответственно корректировать отношение к нему. С другой стороны, привлекая родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер наших учеников к участию в образовательном процессе мы делаем его более живым, ярким, непосредственно связанным с практической жизнью (о попытках автора работать в этом направлении расскажем ниже).


Не менее важная задача учителя - восстановить первенство "душевного строения" в школе, положить в основу современного образования духовные начала русского национального сознания.


Наши дети сегодня со всех сторон окружены обманками, их жизнь, на мой взгляд, похожа путь сталкера в "зоне". Кого сегодня хотят воспитать из наших детей? Потребителя, избирателя и т.п…. Чем зовут к новому "светлому будущему? Поп-идолами, привлекательными побрякушками (новой моделью "мобилы" и т.п.), духовным и материальным наркотиками. О зависимости от компьютерных игр, думаю, каждый учитель информатики, к сожалению, знает не понаслышке.


Как пишет В.Ю. Троицкий, "знание России - основа нашего школьного дела".
Три предмета как три столпа образования составляют его:

Мы видим, сегодня на этих направлениях происходит отступление от традиции. Возможно ли хоть как-то компенсировать существующее положение на других фронтах (предметах)? А разве есть альтернатива?…


Готовы ли мы к этому? Наверное, во многих случаях - не готовы... "Но Россия не спрашивает, она требует... Она имеет право надеяться, что все силы учительства будут отданы искоренению невежества и полузнания (иногда - сначала в себе), и всё будет отдано благому делу сеять в России, в умах и сердцах её молодого поколения "умное, доброе, вечное", всё то, что основано на духовности…"


Hosted by uCoz