Информационная культура в средней школе

Информационная культура

Скоро будет 20 лет, как информатика стала полноправным школьным предметом. Тем школьникам, которые впервые познакомились с этим предметом, уже за 30. Сегодня начинают учить информатику уже их дети.


Однако это уже другая информатика. Если в литературе, русском языке и истории (в предметах, которые столетиями преподаются в школе) происходит отступление от отечественной традиции, то каково положение дел в информатике? Давайте попробуем порассуждать.


Информатика - предмет новый, не традиционный. Значит и отступать здесь собственно некуда. А если отступать некуда, то куда идти-то? Помните как говорили в войну:"Отступать некуда, за нами Москва". И погнали неприятеля из своих пределов. По-моему, что-то похожее происходит и в информатике.


Один из ведущих российских авторов учебников по информатике А. Г. Гейн отмечает, что информатика, как и перечисленные выше ключевые учебные предметы, "относится к высокосоциализированным дисциплинам; она чутко и весьма кардинально реагирует на изменения в обществе". Он отмечает, "что изменения в содержании курсов, скажем, истории и литературы вызваны изменением идеологических (и даже политических) установок общества, в то время как для школьной информатики определяющими являются экономические подвижки в общественном устройстве".


В [1] А.Г. Гейн пишет:
"Мы стоим на пороге очередного изменения социального заказа в области школьной информатики. Не пытаясь предугадать, каким он будет, обсудим, что может дать информатика образованию школьников в случае благоприятного для нее развития ситуации…


Отказ от попытки предугадать социальный заказ был связан прежде всего с тем, что не ясным было направление изменений в социально-экономической обстановке. Спустя полтора года можно сказать - таким направлением является устойчивый рост численности среднего класса, т.е. рост доли мелкого и среднего бизнеса. Напомним, что в середине 90-х годов образовался крен в изучении информационных технологий (в ярой борьбе с ортодоксальной точкой зрения, что изучение информатики - это изучение алгоритмизации и программирования).


В реальной же практике в большинстве своем имело место преподавание либо программирования, либо пользовательского курса. Такая практика привела к появлению соответствующих школьных учебников, иногда открыто объявляющих о своей направленности, иногда скрывающих ее за общими словами об информатике. Учителям, придерживающимся указанной практики, такие учебники обычно нравятся, и они недоумевают, почему такие учебники не всегда в чести у тех, кто в информатике видит не прикладную дисциплину, а фундаментальную и общеобразовательную. Курс же, в котором главной целью является изучение Паскаля или PowerPoint'a, едва ли можно считать фундаментальным и тем более общеобразовательным.


Этот крен обусловлен исчезновением государственной монополии на производство, торговлю, банковскую деятельность и другие виды предпринимательства, породившем у появляющихся как грибы ООО и АО потребность в решении однотипных задач, легко разрешимых с помощью развитых к этому времени информационных технологий.


Надо, однако, понимать, что обучение чисто технологии - это подготовка рабочего. С точки зрения образования нет разницы между токарем, каждодневно вытачивающим одну и ту же деталь, и человеком, ежедневно готовящим на компьютере одни и те же отчетные формы или заполняющим одну и ту же базу данных наименованиями поступивших в магазин товаров. И постепенно рынок труда в сфере примитивной информационной деятельности заполняется, хотя потребность в рабочих информационной сферы сегодня, по-видимому, еще выше, чем потребность в токарях (в нашем городе Корелеве, по-моему, потребность в токарях и других станочниках сегодня гораздо выше, соответственно и оплата - тоже, Александр Тузов). А потребителями информационных ресурсов является руководство фирм… "


Таким образом, можем сказать, что основные причины изменения целей изучения курса информатики в общеобразовательной школе - это:

Этим определяется потребность в том курсе информатики, который во главу угла ставит органическое соединение изучения информационных процессов и информационной технологии. Такой курс информатики должен прежде всего позволить учащимся освоить одно из фундаментальных понятий, активно проявившим себя в XX веке, - понятие информации.

Принципиально важно, чтобы учащиеся осознали, что решение любой задачи, возникающей в деятельности человека, начинается с ее решения на информационном уровне.
Такое решение обязательно проходит три этапа:

- на первом этапе определяется, какую исходную информацию необходимо иметь для решения задачи и как ее получить;

На каждом из этих этапов нужно оценивать качество информации:
ее полезность, достоверность, существенность и т.д.
Все это приучает учащегося подходить к информации осмысленно, а не просто запоминать ее или бездумно ей следовать.
Не менее важным компонентом является понимание того, как использовать для своей информационной деятельности существующие компьютерные информационные технологии, в том числе Интернет.
В своей информационной деятельности человек должен уметь защищать необходимую ему информацию и уметь защищаться от информационной агрессии других.
К сожалению, мир наш еще далеко не совершенен.


Указанный комплекс знаний и умений можно назвать информационной культурой человека. Овладение информационной культурой и следует считать основной целью современного общеобразовательного курса информатики.


При такой целевой установке задачи курса можно определить так:


Какие еще стоят задачи перед современным курсом информатики? Информатика сегодня может дать возможность ученику получить компас, систему ориентации на дороге жизни, тот фундамент, на котором подрастающий человек будет строить дом своей судьбы. Разве можно переоценить важность, необходимость такого строительства на камне истины, а не на зыбучем песке иллюзии сиюминутных ценностей.


А.Г. Гейн отмечает, что важно "осознание учащимися единства информационных процессов, протекающих в самых разнообразных системах - живых, технических, социальных. Такое единство позволяет говорить о законах, которым подчиняются все эти процессы. А знание объективных законов позволяет избежать многих ошибок в деятельности человека, в данном случае в его информационной деятельности…


Информация - это основа для грамотной организации процессов управления. Как уже говорилось выше, при демонополизации производства понимание основ управления становится необходимым практически каждому взрослому жителю страны. Это вовсе не значит, что каждая кухарка должна управлять государством, но понимать суть управленческих решений хотя бы в рамках той фирмы, где человек является акционером, необходимо…"


"К сожалению", - отмечает А.Г. Гейн - "Концепция содержания образовательной области "Информатика и информационные технологии" в двенадцатилетней школе" (см. "Информатику" № 15/ 2001) вовсе не выдвигает на первый план привитие учащимся информационной культуры.

Давая знания о фундаментальных свойствах информации и информационных процессов и обучая использованию средств обработки информации (т.е. информационным технологиям), информатика, преподаваемая в рамках этой концепции, не ставит своей целью формирование у учащихся ценностных ориентиров и ограничителей в использовании информации.
Даже введение согласно новому проекту концепции курса "Информатика" раздела "Социальная информатика" направлено в основном на простое доведение до сведения учащихся знаний о социальных эффектах и последствиях информационных процессов в обществе.
Фактически информатика в условиях информатизации общества может способствовать распространению информационных манипуляций как с отдельными людьми, так и социальными группами, ограничивая тем самым свободу выбора. Информационная культура в контексте общечеловеческой культуры, наоборот, предоставляет осознанную свободу выбора, ограниченную культурными ценностями человеческой цивилизации".


Литература:

[1] Методика преподавания современного курса информатики. Лекции 1-3, А. Г. Гейн, Учебно-методическое пособие, М., Педагогический университет "Первое сентября", 2004 г.


Hosted by uCoz