Информационная культура в средней школе

Слово как основа языка

Что отличает человека от животного? Хождение на двух ногах? Ум? Может быть Вы считаете по-другому?
На мой взгляд, человек отличается от животного мира словомыслием. Не так давно мы воспринимали слово лишь как "орудие общения" (носитель информации - А.Т.), т. е. как понятие вполне прагматическое и утилитарное.
Такое представление весьма неполно, а потому ненаучно, ибо исключает духовную составляющую слова, которая безотносительна к утилитарной цели, самоценна. Ведь духовность как свойство не имеет цели вне себя, духовность внепрагматична.


Духовная сущность слова недостаточно осмысливается нами и ещё менее - школьниками. Наше слово, справедливо считали многие учёные, принадлежит не нам. Оно создавалось … с в горниле житейского опыта предшествующих поколений через трудное обретение соприродных ему смыслов, чувств, настроений и через внутреннее созерцание живых духовных истин.
Слово - как бы духовный плод вещественной деятельности, предопределяемый … человеческой способностью к выражению "очеловеченного" мира…


Дать вещи какое-то название, слово, имя - значит соотнести "её со всем прочим, в свете чего мы её хотим понять и с чем сравниваем. Это и значит, что мы понимаем вещь". "Недозревшая до имени вещь "собственно" и не есть вещь, - пишет А. М. Камчатнов, - она подобна недостроенному зданию, о котором нельзя сказать ничего определённого... Или же она подобна человеку, которого в просторечии называют недоделанный".


Смысловой спектр значений того, что называют словом, подтверждает неотъемлемо присущее ему духовное начало.


Слово означает и учение, знание, т. е. способ передачи духовно-практического опыта жизни…, информации, развёрнутой во времени от мгновения до вечности. "Знать слово" означает по-русски знать суть. "Доискаться слова" означает обнаружить суть. "Слово в слово" - значит: полно, полноценно.


Полнота слова осознаётся на путях освоения основных признаков языка. Вместе с тем, язык - школа мысли и единственное средство получить образование. Наконец, язык - форма духовной энергии, проявляющаяся нередко помимо сознания его носителя и оказывающая не только ожидаемые, но и непредвиденные говорящим влияния на окружающий мир.


В здоровом организме, кстати, слово звучит только по делу. Следовательно, можно сказать, чтобы научиться говорить, нужно сначала научиться молчать, читать и слушать. Как часто этого не хватает нам на уроках!


Сосредоточенный в слове духовный и практический опыт приоткрывается через историю языка и этимологию. Возможность осознать последовательное движение мысли, запечатлеваемой в конечном историческом развитии слова, является одной из основ познания родной речи. Ничего подобного школьное преподавание пока не предполагает. Структурно-механическое отношение к тексту, практическое отсутствие семантического анализа в связи с основными социально значимыми признаками языка, отсутствие в программе даже намёков на место языка в устроении человека, человеческой жизни и мира и многое другое означают ненаучную примитивизацию в отношении к речи.


Следствием этого и является отсутствие духовно-информационного подхода к слову при изучении словесности в школе. Такое положение крайне вредно. Можно ли, например, освоить слово истина, не сообщив некоторых сведений о его происхождении, о связи его с латинским iustus, что значит "справедливый, добросовестный, честный, законный"? Можно ли забыть рассуждения по этому поводу П. А. Флоренского?. Ведь у него отражена мысль об Истине как о реальном существовании Высших данностей, восходящих к абсолютной, к безусловной Истине, а в православной традиции - к Христу ("азъ есмь Истина..."). Немаловажно знать, что слово истина семантически связано со словом истовый, что значит настоящий, усердный, и с древнерусским истый, т. е. действительный, правильный. Этот смысл, извлекаемый из истории слова истина, объясняет нам, почему Истина в полно понятом значении нравственна и духовна, а правда (наличная реальность, вещественность) может быть безнравственной и бездуховной.


Живое, предметное изучение языка сделает овладение им интересным, практически необходимым и любимым занятием в школе. Да и можно ли не любить уроков, на которых слово будет открывать духовный и исторический опыт народа?


Состояние речи - это состояние мысли.
Cостояние мысли - это состояние сознания.
Cостояние сознания - это предпосылки поступков.
Поступки - сущность поведения людей.
Сущность поведения людей - это судьба народа.


Обучая детей в 6-м классе по учебнику Л. Босовой (Глава 2. Человек и информация. 2.3 Понятие как форма мышления) мы говорим о значении слова, о омонимах, о синонимах. В качестве заданий к вышеуказанной теме учащимся предлагается привести 2-3 примера слов-омонимов и 2-3 примера слов-синонимов.


Однако, не секрет, что наши ученики разучиваются говорить по-русски. Педагог может это заметить сидя на устном экзамене по любому предмету. Словарный запас наших учащихся снижается. А как человек говорит, так он и мыслит. В.Ю. Тройцкий отмечает, что большая часть подрастающего поколения уже не в состоянии освоить, понять, принять те культурные достижения, которых достигло к началу 21 века человечество, что происходит расчеловечивание людей, их дебилизация.


Во время изучения вышеуказанной темы учащимся интересно и полезно, на мой взгляд, поучаствовать в своеобразном конкурсе (КВНе) под девизом "Кто придумает больше синонимов?".
Учащиеся всей группы разделяются на 2 команды. Разделение на команды тоже может быть в виде игры. В ходе конкурса участники каждой команды по очереди подходят к доске и пишут синонимы какого-либо слова. Карточки со словами должны быть подготовлены учителем загодя, дабы выбрать слово, имеющее много разных и интересных синонимов. Здесь хорошую помощь может оказать банальный, но редко бывающий в продаже, словарь синонимов.
В результате подобный конкурс не только дает возможность школьникам повысить (хотя бы на несколько слов) свой словарный запас, но и помогает учителю прикоснуться к категориям, которыми мыслят обучаемые им дети.


Например, слово "деньги". Вот какие синонимы пишутся на доске:
Доллары, евры, бабло, зелень, капуста, рубли
Однако же можно: cредства, финансы, копейка, гроши, монеты, презренный металл, тити-мити, тугрики, ассигнации и т.п.


Подобные задание полезно дать учащимся в качестве домашнего задания. На мой взгляд, хорошо дать слова:
Друг (товарищ, приятель, кореш).
Мысль (идея, концепция, размышление, раздумье, дума).
Модник (щеголь, франт, пижон, фат, ферт, форсун, денди).
Экзамен (испытание, проба, апробация).
Здороваться (приветствовать, здоровкаться, привечать).
Ябеда (доносчик, фискал, осведомитель, стукач, наветник).
Дорога (путь, трасса, большак, шлях, стезя).
Хороший (неплохой, недурной, добрый, славный, добротный, благой, важный, знатный, важнецкий, классный, мировой).
Умный (мудрый, неглупый, разумный, рассудительный, понятливый, сметливый, смекалистый, башковитый, мозговитый, головастый, дошлый)

Hosted by uCoz