Информационная культура в средней школе

Учет воспитательного аспекта при разработке программного обеспечения

(не слишком ли громко сказано про простенькую программку?)

Здесь я расскажу про свою программу "Русский витязь". Программ компьютерного тестирования учащихся сейчас хоть пруд пруди. Есть платные, а есть freeware. Однако такой, какую хотелось бы мне - не попадалось.

Еще в эпоху 386-х за несколько вечеров написал (на Basic'е) нужную программку.
И вот, дабы самому не забывыть язык программирования, программку изменял.
А когда в школу поставили 4-е Pentium' ы, использовать DOS' овскую программу было уже не солидно. А поскольку решил еще вести кружок по информатике (в том числе и по программированию), то стал пробывать писать на Delphi. В итоге получилась программа "Русский витязь".


Интерфейс программы отличает (хотелось бы на это надеяться) вставка графических элементов (в данном случае - картин Константина Васильева, выставка которого была в нашем городе в 70-х годах прошлого столетия).



Автор старался отойти от официального и казенного тона в общении между программой и пользователем.
Данная программа выручает меня в нескольких случаях: 1) Когда очень короткая четверть, а каждому нужно поставить не менее трех отметок.




2) Когда ученик болел и отстал по программе от класса, а проходили не только то, что написано в учебнике (помогает сформировать индивидуальную траекторию обучения).



Учащиеся имеют возможность просмотреть результаты опроса:




И подумать о себе, своем отношении к урокам по информатике, о вечных ценностях:

В файл, содержащий крупицы народной мудрости, я поместил, то, что нашел у писателя Шергина, что помогает мне жить самому:



Как правило, частенько случаются претензии, что я отвечал правильно, а программа мой ответ оценила неверно. Для решения этой проблемы результаты опросов записываются на винчестер. Каждый ученик имеет свой персональный файл результатов. Здесь фиксируются темы опросов, количество попыток сдачи, сами задаваемые вопросы, а также ответы учащихся.



Сейчас я работаю над механихмом помещения результатов опроса на Web-страницу.
Таже в планах: реализация программы в режиме клиент-сервер, сохранение результатов в форматах MS Access, Escell для статистической обработки результатов учебного процесса.


Что набирать в офисных приложениях и не только или о значении витаминов

В [1] в качестве исходных данных для контрольной работы по текстовому процессору Word приводится файл Horses.wps вот с таким содержанием:


КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ

… Мы
успели, в гости к богу не бывает опозданий.
Но что там ангелы поют такими злыми голосами?
Или это бубенчик весь зашелся от рыданий,
Или я кричу коням, чтоб не несли так быстро сани!

ПРИПЕВ:
Чуть помедленнее кони чуть помедленнее.
Вы тугую не слушайте плеть.
Но что-то кони мне попались привередливые,
И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я коней накормлю, я куплет допою,
Хоть немного еще постою на краю..


Не только у учащегося, но и у педагога, знакомого с основами отечественной культуры, может возникнуть естественный вопрос: Разве ангелы могут петь злыми голосами? А если не ангелы, то чью песню слышит автор? Можно по-разному относиться к творчеству В.С. Высоцкого, однако следует сказать, что слова, тексты, с которым мы встречаемся в жизни могут быть не только нравственно нейтральными, но также положительными, либо отрицательными.


Имеет ли значение, с каким текстом работают дети на информатике? Если не думать о воспитательном значении всего, что с нами происходит, целесообразно и тексты связывать с дидактикой курса информатики ( Файл Virus.wdb - О классификации компьютерных вирусов).

А если мы хотим не только научить, но и воспитать, то можно предложить набрать тексты Пушкина, Блока, Толстого и других классиков (классический - значит достойный подражания).


Нравственно положительный материал полезно использовать не только при изучении офисных приложений, но при изучении любой темы. Здесь, конечно, невозможно дать или получить каких-либо готовых решений. Здесь как раз и место проявиться педагогическому таланту. Можешь - придумай сам, не можешь - возьми на вооружение, что предложено другими.


Например, в учебнике С. Бешенкова и Е. Ракитиной "Информатика. 10 класс. Систематический курс" при изучении такого понятия как "классификация" в качестве одного из примеров используется родословное (генеалогическое) древо.

В качестве домашнего задания полезно ученикам дать задание составить свою "Схему рода" (формулировка В. Мартышина"). Выполняя на совесть такую работу не обойтись без разговора с папой, мамой, бабушкой и дедушкой…


Список использованной литературы

1."Уроки по MS Works". Части 1 и 2, Т.В. Головина, М. , Информатика и образование, 1999 г.


Hosted by uCoz