Информационная культура в средней школе

Язык как средство хранения, передачи и обработки информации

"Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово Было Бог." Евангелие от Иоанна, гл.1


Язык - это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Все языки можно разделить на естественные и искусственные. Естественными называются "обычные", "разговорные" языки, которые складываются стихийно и в течение долгого времени. История каждого такого языка неотделима от истории народа, владеющего им.


При изучении каких тем можно говорить о главном в языке? Очень многих... Например:
Тема "Количество информации" в 5-м классе. Учитель (У):"Мы с вами уже говорили о том, что такое информация. Скоро мы будем изучать тему "Количество информации". А правда, сложно ли это - измерить количество информации? Помните мультфильм "38 попугаев?" В чем там измеряли длину удава?

Отвечают школьники.
Ш:


У:
Правильно. Можем ли мы сделать такой вывод: чтобы найти длину(вес, скорость, …) какого либо объекта, мы должны его длину (вес, скорость, …) сравнить с длиной (весом, скоростью,…) другого (известного нам) объекта. Причем мы должны знать длину (вес, скорость, …) этого объекта, называемого эталоном. А с чем мы можем сравнить получаемую информацию, чтобы определить ее количество?


В фильме про школьную жизнь "Доживем до понедельника" учитель истории сказал такие слова: "Можно написать: На холмах Грузии лежит ночная мгла, А можно - кляузу на соседа…" Где больше содержится информации: в стихах Лермонтова или в кляузе?
Ш: всевозможные ответы.
Прежде чем мы сможем ответить на этот вопрос, нам необходимо понять, что такое слово, что такое язык, почему "нам не надо предугадать, как наше слово отзовется…"?


Еще пример: "Моделирование" в 8-м классе.
У:
Когда мы с вами говорили о процессах получения информации, мы отметили, что любой реальный объект или явление обладают сколькими свойствами?
Ш:
- Многими; - Бесконечными.
У:
Человек или техническое устройство просто в силу своей конечности просто не способны отразить всю информацию о рассматриваемом объекте, процессе или явлении. Но так ли трагично это? В реальной жизни, как правило, нам достаточно обратить внимание на те свойства объекта, процесса или явления, которые значимы в данный момент в данной ситуации. Такое ограниченное представление объекта (процесса, явления) называют информационной моделью.


А бывает ли так, что человек смотрит и не видит, слушает и не слышит - в итоге, пропуская для себя что-то очень важное, значимое?
Ш:
- Наверное бывает; - Точно бывает. Со мной был вот был такой случай…
У:
А отчего зависит получение человеком информации? Какую информацию мы можем получить от людей, оказавшись например,в далекой китайской деревушке?
Ш:
Мы не знаем китайского языка и поэтому будем стараться понять их жесты.
У:
Правильно. Чтобы получить максимально полный объем информации, нужно хорошо знать язык, на котором происходит получение информации.А бывало ли с Вами так: живешь среди близких людей, а чувствуешь себя одиноким? Какая тогда складывается у тебя информационная модель об окружающем мире?

Ш:


У:
А соответствует ли это истине? Ведь бывают в нашей жизни и счастливые минуты! Скорее всего, причина изменения информационной модели о мире вокруг нас скрывается внутри нас.


Так вот: чтобы не чувствовать себя одиноким и беспомощным с человеком ли, с компьютером ли, нужно знать язык того, с кем ты обмениваешься информацией.
Если будешь знать язык того, с кем обмениваешься информацией, владеть всем его богатством, тогда другой станет другом.
А информационная модель об объекте, явлении, процессе будет гораздо ближе к истине…


Hosted by uCoz