Информационная культура в средней школе

Где реальность, а где модель?

                                         "Все смешалось в доме Облонских"
                                                                 Л.Н. Толстой


Опять хочу процитировать [1]. "Современный мир устроен таким образом, что сама реальность становится моделью, а модель - реальностью. Это стало возможным благодаря развитию семиотики - науки о знаках, и на основе тонких психологических наблюдений об особенностях восприятия разнообразной информации человеком. Известный кинорежиссёр С. Эйзенштейн однажды сформулировал очень важную мысль о монтаже кинокартины, заключающуюся в том, что два произвольных куска отснятой плёнки, поставленные рядом, соединяются в новое качество… p>

В искусстве …XX века особую силу приобрела тенденция создания произведений искусства по методу науки: разъединение явления на части - моделирование под различными углами зрения (например звук, цвет, движение), а затем соединение их в новый объект.


Этот объект правильнее было бы назвать моделью, но в силу специфики художественного восприятия он видится не как модель, а как новый объект реальности или даже как сама "новая реальность".


Ярким примером создания такой реальности могут служить произведения авангардистского искусства, например, картины Эшера. В них, в определенной степени, решается задача, обратная моделированию: на основе нескольких объектов, которые мы будем называть "моделями", строится новый объект, иногда с весьма экзотическими свойствами.



Например, в рамках христианства, да и любой другой религии трудно представить объект, в котором на равных соединялись бы и "ангелы" и "бесы".


Но посмотрим на картину Эшера - там это оказалось вполне возможным.
Целенаправленное использование в искусстве, особенно в так называемой "массовой культуре", современных информационных технологий в значительной мере превратило реальный мир в "виртуальный", функционирующий даже не по законам природы, а по желанию влиятельных идеологических течений".


Когда небезызвестный телемагнат В. Гусинский был в нашей стране владельцем каналов, газет, пароходов, он любил говорить: "Чего не показывают по телевидению, о чем не пишут газеты, почти что не существует".


Об опасности перепутать реальный мир с виртуальным говорят случаи, когда ребенок переходит дорогу и не смотрит на светофор, думая, что даже в случае столкновения с машиной сможет вернуться, аналогично компьютерной игре, на прежний уровень.


Научить учащихся различать модели, виртуальную реальность от объективной реальности - нелегкая задача учителя информатики.


Список использованной литературы

1. Информатика. Систематический курс. 10 класс, С. Бешенков, Е. Ракитина,
М., Бином, Лаборатория знаний, 2001 г.


Hosted by uCoz