"Все смешалось в доме Облонских" Л.Н. Толстой
Опять хочу процитировать [1].
"Современный мир устроен таким образом, что сама реальность становится моделью,
а модель - реальностью. Это стало возможным благодаря развитию семиотики - науки о знаках,
и на основе тонких психологических наблюдений об особенностях восприятия разнообразной
информации человеком. Известный кинорежиссёр С. Эйзенштейн однажды сформулировал очень
важную мысль о монтаже кинокартины, заключающуюся в том, что два произвольных куска
отснятой плёнки, поставленные рядом, соединяются в новое качество…
p>
В искусстве …XX века особую силу приобрела тенденция создания произведений искусства по методу науки: разъединение явления на части - моделирование под различными углами зрения (например звук, цвет, движение), а затем соединение их в новый объект.
Этот объект правильнее было бы назвать моделью, но в силу специфики художественного восприятия он видится не как модель, а как новый объект реальности или даже как сама "новая реальность".
Ярким примером создания такой реальности могут служить произведения авангардистского искусства, например, картины Эшера. В них, в определенной степени, решается задача, обратная моделированию: на основе нескольких объектов, которые мы будем называть "моделями", строится новый объект, иногда с весьма экзотическими свойствами.
Например, в рамках христианства, да и любой другой религии трудно представить объект, в котором на равных соединялись бы и "ангелы" и "бесы".
Но посмотрим на картину Эшера - там это оказалось вполне возможным.
Целенаправленное использование в искусстве, особенно в так называемой "массовой культуре",
современных информационных технологий в значительной мере превратило реальный мир
в "виртуальный", функционирующий даже не по законам природы, а по желанию влиятельных
идеологических течений".
Когда небезызвестный телемагнат В. Гусинский был в нашей стране владельцем каналов, газет, пароходов, он любил говорить: "Чего не показывают по телевидению, о чем не пишут газеты, почти что не существует".
Об опасности перепутать реальный мир с виртуальным говорят случаи, когда ребенок переходит дорогу и не смотрит на светофор, думая, что даже в случае столкновения с машиной сможет вернуться, аналогично компьютерной игре, на прежний уровень.
Научить учащихся различать модели, виртуальную реальность от объективной реальности - нелегкая задача учителя информатики.
1. Информатика. Систематический курс. 10 класс, С. Бешенков, Е. Ракитина,
М., Бином, Лаборатория знаний, 2001 г.